Высоцкий. Конём твоим правит коварная Ложь

О фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой»

 

Жил во второй половине прошлого века один великий русский поэт. И вот решили сделать про него худ. фильм.
Задача продюсеров – добиться того, чтобы фильм окупился. И это правильно. К продюсерам претензий нет.
Но у авторов тоже есть своя задача, – художественная: заложить какой-нибудь подтекст. Чтобы не так скучно «творить» было.

В данном случае – автор сценария (ро́дный сын великого поэта) втихаря занялся сведением личных счетов со своим персонажем и его окружением...
Надо сказать, что с сюжетом – просто катастрофа: барда-наркомана везут на «чёс» в провинцию, а у него, естественно, – ломка.... Но ежели вы своего ширного куда-то тащите, что́ ж вы ширева с собой не взяли?!. Ну и т. д.

Но давайте посмотрим, что́ там с персонажем получилось.

  1. Персонаж – человек ЗАВИСИМЫЙ. Не только в смысле наркотиков. Он время от времени декларирует, что хочет сам принимать какие-то там решения, подает реплики типа: «Могли бы и меня спросить!» – но на самом деле постоянно идет на поводу: своего окружения, самочувствия, обстоятельств...
  2. Персонаж – не вызывает уважения как мужчина. У него в доме живет молодая женщина Танюха, известная его приятелям и даже родителям как его любовница (уже неприятно). Раздается звонок от официальной жены (кстати, это как раз та самая парижская... э-э... тетка, которая у мамы папу увела, так что так ей и надо), и он, нимало не стесняясь присутствия Танюхи, заявляет в трубку: «Здравствуй, родная... Уже скоро» [к тебе приеду], и т. д. Да, бывает, что у мужчины появляется любовница, увы... Но порядочный мужик просто на автопилоте повел бы себя как-то более достойно, хотя бы в другую комнату вышел, или базар фильтровал...
  3. Тут кое-кто из незрелых зрителей мог бы подумать, что персонаж-де – смелый человек, за Танюху перед гэбэшником рискнул заступиться, когда ее с марафетом арестовали?.. А вот и нет! Нам прямым текстом объявляют, что не боится он только потому, что знает: ему «жить на три затяжки осталось».
  4. Все друзья персонажа – просто мразь. Личный врач – все время травит байки о том, как у него пациенты неотложки мрут, а когда его ПЕРСОНАЛЬНЫЙ пациент теряет сознание – 8(!) минут не может догадаться, что можно же как-то медикаментозно попробовать больному помочь... Про администраторов/организаторов концертов и вспоминать противно – сексоты, рвачи и подлецы. А дружок Сева – слабак... Ну вот, с друзьями персонажа разобрались. А скажи мне, персонажик, кто твои друзья, и я тебе скажу, who есть ты!
  5. Вся «гениальность» персонажа зиждется на наркотиках, искусственном возбуждении и измененном состоянии сознания. (Видимо, в этом тезисе сценарист находит утешение, вспоминая о собственной бездарности.) Вон, Танюха прямо заявляет, что персонажу, для того чтобы «творить», приходится ширяться. А кому лучше знать, как не ей, – каждый день его в быту наблюдает. Да и персонаж-то, в общем, не отрицает: «Ты права. Я не ищу себе оправданий. Просто мне надо писать. Просто писать, и чтобы получилось – я так живу. В этом мой смысл...» Знаете, на что похоже? А на самообличительный монолог Молчалина! (За эту самообличительность еще Белинский Грибоедова ругал...)
    Кстати, тут и продолжение диалога – тоже жжот. Танюха персонажу отвечает: «Все будет хорошо. У тебя получится, обязательно получится!» Представляете? Вся страна уже признала, что у персонажа – давно всё «получилось», сомневаются только эти трое: персонаж, автор сценария и Танюха, которой приходится какие-то фальшивые, неискренние слова утешения произносить...
    Видите, что получается, когда садишься писать диалоги, не накачавшись предварительно морфинами!
  6. Мало того, что персонаж сам не соблюдает спортивный режим, так он и других склоняет к нездоровому образу жизни! Вот он делится опытом с молодым актером Юрой: «Сколько я сам с этим Хлопушей мучился! Тут надо... Вот правильно, что куришь! Загоняй в себя... Когда почувствуешь – всё, больше не могу – прыгай вперед как с пятого этажа...»
    МИНЗДРАВ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: данный персонаж – сугубо отрицательный!!!
  7. Слушайте, а не пора ли наконец внимательнее присмотреться, «о чем поет Высоцкий»?!
    Присматриваемся. Концерт. Областной город. Современный театр. Как заявлено, в зале сидят «генералы», партработники, – в общем, местная элита. Ну, по сюжету персонажу делается плохо, друг Сева пытается закрыть собою амбразуру и попеть вместо персонажа. Ясное дело, для затравки песню надо выбрать такую, которую все знают и любят, в общем, из «вершин творчества»... И вот в этом красивом удобном зале, перед культурной, нарядной публикой раздается:

    ...В общественном парижском туалете
    есть надписи на русском языке.

    Как видим, сценарист постарался выбрать для этой сцены наименее подходящую песню. Видимо, «творческая установка» была – вызвать у интеллигентного зрителя только одну непроизвольную реакцию: боже мой, неужели за 31 год никто так и не заметил, что этот пресловутый Высоцкий – невероятный пошляк?!.
  8. Ну ладно, персонаж сотоварищи – отрепье. А положительный герой есть? А как же! А кто? А гэбист. Причем не какой-нибудь благородный штирлиц, который вражеские человеконенавистнические секреты выведывает, а – так, из захолустья, специалист собственное население гнобить... Представляете, да? Полковник КГБ, можно сказать, без пяти минут президент РФ, – во всем раскаялся, протоколы порвал, деньги на дорогу бросил, птичек выпустил... Кто-то из рецензентов писал, мол, это политическая конъюнктура... Нет, ребята, это просто – НЕПРАВДА образа.
  9. Авторы фильма решились затронуть тему взаимоотношений отдельного человека и тоталитарной власти. (В принципе, делать это было необязательно: например, фильм «Москва слезам не верит» – того самого 1979 года – прекрасно без этой темы обошелся – и жив до сих пор.)
    И что же у них получилось? А они пытаются убедить зрителя, что с той властью можно было как-то договориться...
    Советская власть по своей сути была властью антигуманной, априори направленной на ущемление интересов своих подвластных (хотя, конечно, иногда и удавалось отдельным гражданам что-то у нее урвать).
    Но авторы фильма Советскую власть решили «гуманизировать»... И, поскольку это – кино, то вранье вылезает наружу не только в сюжете, но даже и в визуальном ряде!
    Вот как выглядит в фильме «Слава КПСС»:


    Но это – ложь, точнее, «проговорка». По канонам советской эстетики, эта «Слава» не может быть соразмерна человеку, она – другого масштаба! Вот несколько примеров:







    А в фильме – и «Слава» игрушечная, и Советская власть – ненастоящая...
  10. Ну, и напоследок – о том, что бросается в глаза прежде всего: о зомби, сбежавшем из музея восковых фигур.
    Господа-а-а! Абсолютно, абсолютно все ваши потенциальные зрители знают, КАК выглядел Высоцкий в 1979 году! Вот так:


    А вы показываете какого-то хлопчика, на которого напялена посмертная маска:


    И рассказываете, сколько часов, сколько денег, сколько усилий стоил этот грим. Да какая нам разница, если все равно не получилось!

*   *   *
P. S. Написал пьесу «по мотивам»:


КАИН И САЛЬЕРИ

Сальери (агрессивно). Где брат твой Авель?
Каин. А гений и злодейство – две вещи несовместные! (показывает язык)
Хором. А все-таки, Эдипов комплекс – гаже!..
 
Занавес

Декабрь 2011