ЕО. Киносценарий


Поощрительная премия городского
конкурса перспективных киносценариев,
г. Голливуд (Калифорния, США)




Экранизируемое произведение, выпускавшееся его автором в пе­чать по­сте­пен­но, в те­че­ние не­сколь­ких лет, под­вер­га­лось кри­ти­ке еще со стороны со­вре­мен­ни­ков. Вот, на­при­мер, что част­ным об­ра­зом пи­са­ли ав­то­ру его близкие друзья:
П.А.Плетнев
22 генваря
1825
«Онегин» твой будет карманным зеркалом петер­бург­ской молодежи. Какая прелесть! ... Ес­ли ты в этой гла­ве без всякого почти действия так ле­тишь и влечешь, то я не умею вообразить, что вый­дет после.
П.А.Катенин
Марта 14-го
1826
Наконец достал я и прочел вторую песнь «Оне­ги­на», и вообще весьма доволен ею ... Замечу те­бе однако (ибо ты меня посвятил в критики), что по сие время дей­ствие еще не началось; раз­но­об­ра­зие картин и пре­лесть стихотворения, при первом чтении, скра­ды­ва­ют этот не­до­ста­ток, но размышление обнаруживает его ...
Е.А.Бара-
тынский

Март 1828
Вышли у нас еще две песни «Онегина». ... Я очень люб­лю обширный план твоего «Онегина»; но большее число его не понимает. Ищут романической завязки, ищут не­о­бык­но­вен­но­го и, разумеется, не находят.
В 21 веке, когда книг никто не читает, поскольку, хвала небесам, нам дано кино в ощущениях, клас­сические авторы должны стать более динамичными, – если, ко­неч­но, они хотят быть эк­ра­ни­зи­ро­ва­ны...



 
I
(крупный план)
– Мой дядя – самых честных правил, –
в пути томясь, герой шептал.
Его кибиткой кучер правил:
был дикий век, до рельс и шпал.
II
(дальний план)
Зелёных ельников кокетство
среди белеющих равнин...
Сквозь них – катил вступить в наследство
Эжен О’Негин, дворянин.
III
(перебивка)
...Соседские визиты. Зори.
Стакан цимлянского с утра.
Английский сплин. Не poor ли Yorick...1
О, fucking роуминг!.. Хандра.
IV
(общий план)
А в той округе деревенской –
бродил среди родных осин
один студент, Владимир Ленский,
помещика Ульяна сын.
V
(крупный план)
– Мы все учились понемогу... –
он был потенциальный зять,
и тщился, щеголь длинноногий,
свою ученость показать.2

VI
(общий план)
Однажды он с собой Эжена
к соседям притащил на бал,
а сам уселся – и блаженно
на Ольгу томную взирал...
VII
(средний план)
– Скажи, которая Татьяна?
И кстати уж: который час?
– Ты без брегета? это странно...
Вторая, глядючи от нас.
VIII
(крупный план)
Татьяна, выбежав из зала,
взяла перо и лист большой
(она по-русски плохо знала3,
хоть русская была душой):
IX
(сверхкрупный план)
«Forgive me for my girlish folly...4
Трепещет всё в моей глуби...
Я к вам пишу, чего же боле...
To be, mon cher, or not to be?..»
X
(панорама)
О’Негин, получив записку,
совета доброго искал
у старца Финна, не без риску
поймав его средь диких скал.

XI
(крупный план)
– Послушай старого повесу,
здесь нужен опыт и чутье:
чем меньше женщина по весу,
тем легче вынести ее!
XII
(отъезд камеры)
Куда? – в аллею, за куртины,
да хоть бы даже и в чулан!.. –
был сей приверженец Наины
в душе гусар, драгун, улан.
XIII
(средний план)
Эжен к Татьяне воротился:
– Татьяна! Мой ответ таков:
не думаю, что б я женился... –
И вышел вон, и был таков.
XIV
(первый средний)
Татьяна поясок шелковый
сняла... откинула бретель...
шнурки, крючки.... и с грустью новой
в пуховую легла постель.
XV
(панорама)
И видит сон: О’Негин гордый
бежит медведем за другой, –
то ль карлицей с собачьей мордой,
то ль ведьмой с козьей бородой;
XVI
(крупный план)
еще страшней, еще чуднее:
вот рак верхом на пауке,
вот череп на гусиной шее
вертится в красном колпаке...
XVII
(общий план)
Но тут случились именины, –
как раз студенческий был бал, –
и Ленский – право, без причины –
к Эжену Ольгу взревновал:
XVIII
(крупный план)
– Зачем вы, сударь, наступили
на сей батистовый платок?
Вы ж видите, тут уйма пыли,
а он же ж был любви залог!
XIX
(средний план)
Картель!
– Дуэль?
– Дуэль!
– С триолью?
– Кадриль должна блюсти мораль!
– Я не согласен с этой ролью!
– Нет, поздно: ждет в кустах рояль!



XX
(общий план)
– Что ж, начинать?
– Начнем, пожалуй!
– Тогда сходитесь, наконец! –
И секундант, сей честный малый,
в канаву спрятался, подлец...
XXI
(средний план)
Ура! За опытом победа!
Привычка свыше нам дана:
любил О’Негин до обеда
пальнуть в мишеньку из окна.
XXII
(общий план)
Но, друга победив бесспорно,
в лесу ему поставя крест,
затем предался он проворно
охоте к перемене мест.
XXIII
(панорама)
Он начал с «Бухты Мандалая»,
потом – «Луксор», «Нью-Йорк», «Париж»,
затем – «Венеция» сырая
и «Острова сокровищ» тишь...5




XXIV
(средний план)
А в Тане – нет почтенья к веку:
повадилась влезать, как тать,
в эженскую библиотеку –
и книжки взрослые читать.

XXV
(крупный план)
Читала про любовь-коварство –
пока не наступала ночь:
Джек Лондона и Карла Маркса,
Марк Твена, Маркеса, и проч.6
XXVI
(общий план)
Потом она в Москву удрала,
твердя: «ужъ замужъ невтерпежъ»,
и вышла там за генерала;
он, правда, был собой пригож.
XXVII
(общий план)
И вдруг – О’Негин появился,
как Чацкий, с корабля на бал.
Он в Таню, видишь ли, влюбился!
Но тут – заходит генерал.
XXVIII
(затемнение)
Любви все возрасты покорны...
Финал – открыт, загадка он;
пожалуй, напасем попкорна:
а вдруг – пойдет второй сезон?..7
XXIX
(общий план)
Теперь – о титрах. Зритель как бы
в возке несется по Тверской:
мелькают мимо будки, бабы,
наряд казаков щегольской,
XXX
(панорама)
аптеки, магазины моды,
балконы, львы на воротах,
бухарцы (как один – уроды)
и стаи галок на крестах.
XXXI
(наезд камеры)
Москва!.. Затерли фразу эту,
но мы представим вид иной:
бульварный памятник Поэту
с «Россией» за его спиной...



 
Примеч. Пушкина:
1«Бедный Йорик!» – восклицание Гамлета над черепом шута (см. Шек­спи­ра и Стерна).
2Девушки любят молодых, длинноногих, политически гра­мот­ных (см. Ильфа и Петрова).
3Посему эту роль, в целях достижения социальной гармонии, над­ле­жит ис­пол­нять актрисе аф­ро­аме­ри­кан­ско­го про­ис­хож­де­ния (примеч. пред­ста­­вите­ля по­тен­ци­аль­но­го про­дю­се­ра).
4«Простите мне мою девичью глупость» (англ.).
5Похожий казус – см. О’Генри, «Грошовый поклонник».
6Короче, каких-то старинных авторов, которых давно никто не чи­та­ет (примеч. ху­дож­ни­ка-декоратора).
7В первом и последующих изданиях автор – по причинам, важ­ным для не­го, а не для публики – решился выпустить не­ко­то­рые строфы, на­при­мер:

Блажен, кто смолоду был молод,
глупец, кто в старости стал стар,
а кто приял могилы холод –
тот бесхарактерный фигляр!
и проч.