Вместо предисловия: из писем к Пушкину его друзей
П.А.Плетнев
22 генваря
1825
«Онегин» твой будет карманным зеркалом петер­бург­ской молодежи. Какая прелесть! ... Если ты в этой гла­ве без всякого почти действия так летишь и влечешь, то я не умею вообразить, что выйдет после.
П.А.Катенин
Марта 14-го
1826
Наконец достал я и прочел вторую песнь «Онегина», и вообще весьма доволен ею ... Замечу тебе однако (ибо ты меня посвятил в критики), что по сие время дей­ствие еще не началось; разнообразие картин и пре­лесть стихотворения, при первом чтении, скра­ды­ва­ют этот недостаток, но размышление обнаруживает его ...
Е.А.Бара-
тынский

Март 1828
Вышли у нас еще две песни «Онегина». ... Я очень люб­лю обширный план твоего «Онегина»; но большее число его не понимает. Ищут романической завязки, ищут не­о­бык­но­вен­но­го и, разумеется, не находят.

ЕО. Киносценарий

Поощрительная премия городского
конкурса перспективных киносценариев,
г. Голливуд (Калифорния, США)

I
(крупный план)

– Мой дядя – самых честных правил, –
в пути томясь, герой шептал.
Его кибиткой кучер правил:
был дикий век, до рельс и шпал.

II
(дальний план)

Зелёных ельников кокетство
среди белеющих равнин...
Сквозь них – катил вступить в наследство
Эжен О’Негин, дворянин.

III
(перебивка)

...Соседские визиты. Зори.
Стакан цимлянского с утра.
Английский сплин. Не poor ли Yorick...
О, fucking роуминг!.. Хандра.

IV
(общий план)

А в той округе деревенской –
бродил среди родных осин
один студент, Владимир Ленский,
помещика Ульяна сын.

V
(крупный план)

– Мы все учились понемогу... –
он был потенциальный зять,
и тщился, щеголь длинноногий,
свою ученость показать.

VI
(общий план)

Однажды он с собой Эжена
к соседям притащил на бал,
а сам уселся – и блаженно
на Ольгу томную взирал...

VII
(средний план)

– Скажи, которая Татьяна?
И кстати уж: который час?
– Ты без брегета? это странно...
Вторая, глядючи от нас.

VIII
(крупный план)

Татьяна, выбежав из зала,
взяла перо и лист большой
(она по-русски плохо знала,
хоть русская была душой):

IX
(сверхкрупный план)

«Forgive me for my girlish folly...
Трепещет всё в моей глуби...
Я к вам пишу, чего же боле...
To be, mon cher, or not to be?..»

X
(панорама)

О’Негин, получив записку,
совета доброго искал
у старца Финна, не без риску
поймав его средь диких скал.

XI
(крупный план)

– Послушай старого повесу,
здесь нужен опыт и чутье:
чем меньше женщина по весу,
тем легче вынести ее!

XII
(отъезд камеры)

Куда? – в аллею, за куртины,
да хоть бы даже и в чулан!.. –
был сей приверженец Наины
в душе драгун, гусар, улан.

XIII
(средний план)

Эжен к Татьяне воротился:
– Татьяна! Мой ответ таков:
не думаю, что б я женился... –
И вышел вон, и был таков.

XIV
(первый средний)

Татьяна поясок шелковый
сняла... откинула бретель...
шнурки, крючки.... и с грустью новой
в пуховую легла постель.

XV
(панорама)

И видит сон: О’Негин гордый
бежит медведем за другой, –
то ль карлицей с собачьей мордой,
то ль ведьмой с козьей бородой;

XVI
(крупный план)

еще страшней, еще чуднее:
вот рак верхом на пауке,
вот череп на гусиной шее
вертится в красном колпаке...

XVII
(общий план)

Но тут случились именины, –
как раз студенческий был бал, –
и Ленский – право, без причины –
к Эжену Ольгу взревновал:

XVIII
(крупный план)

– Зачем вы, сударь, наступили
на сей батистовый платок?
Вы ж видите, тут уйма пыли,
а он же ж был любви залог!

XIX
(средний план)

Картель!
– Дуэль?
– Дуэль!
– С триолью?
– Кадриль должна блюсти мораль!
– Я не согласен с этой ролью!
– Нет, поздно: ждет в кустах рояль!

XX
(общий план)

– Что ж, начинать?
– Начнем, пожалуй!
– Тогда сходитесь, наконец! –
И секундант, сей честный малый,
в канаву спрятался, подлец...

XXI
(средний план)

Ура! За опытом победа!
Привычка свыше нам дана:
любил О’Негин до обеда
пальнуть в мишеньку из окна.

XXII
(общий план)

Но, друга победив бесспорно,
в лесу ему поставя крест,
затем предался он проворно
охоте к перемене мест.

XXIII
(панорама)

Он начал с «Бухты Мандалая»,
потом – «Луксор», «Нью-Йорк», «Париж»,
затем – «Венеция» сырая
и «Острова сокровищ» тишь...

XXIV
(средний план)

А в Тане – нет почтенья к веку:
повадилась влезать, как тать,
в эженскую библиотеку –
и книжки взрослые читать.

XXV
(крупный план)

Читала про любовь-коварство –
пока не наступала ночь:
Джек Лондона и Карла Маркса,
Жюль Верна, Маркеса, и проч.

XXVI
(общий план)

Потом она в Москву удрала,
твердя: «ужъ замужъ невтерпежъ»,
и вышла там за генерала;
он, правда, был собой пригож.

XXVII
(общий план)

И вдруг – О’Негин появился,
как Чацкий, с корабля на бал.
Он в Таню, видишь ли, влюбился!
Но тут – заходит генерал.

XXVIII
(затемнение)

Любви все возрасты покорны...
Финал – открыт, загадка он;
пожалуй, напасем попкорна:
а вдруг – пойдет второй сезон?..

XXIX
(общий план)

Теперь – о титрах. Зритель как бы
в возке несется по Тверской:
мелькают мимо будки, бабы,
наряд казаков щегольской,

XXX
(панорама)

аптеки, магазины моды,
балконы, львы на воротах,
бухарцы (как один – уроды)
и стаи галок на крестах.

XXXI
(наезд камеры)

Москва!.. Затерли фразу эту,
но мы представим вид иной:
бульварный памятник Поэту
с «Россией» за его спиной...



Примеч. Пушкина:

«Бедный Йорик!» – восклицание Гамлета над черепом шута (см. Шекспира и Стерна).

Девушки любят молодых, длинноногих, политически грамотных (см. Ильфа и Петрова).

Посему эту роль, в целях достижения социальной гармонии, надлежит исполнять чернокожей актрисе.

«Простите мне мою девичью глупость» (англ.).

Похожий казус – см. О’Генри, «Грошовый поклонник».

Короче, каких-то старинных авторов, которых давно никто не читает (примеч. художника-декоратора).

В первом и последующих изданиях автор – по причинам, важным для него, а не для публики – решился выпустить некоторые строфы, например:
Блажен, кто смолоду был молод,
глупец, кто в старости стал стар,
а кто приял могилы холод –
тот бесхарактерный фигляр!

и проч.
 
Апрель 2019